28 янв. 2009 г.

Добро пожаловать в Голливуд!

Продолжение серии статей дизайнера Александра Ширышева.

Между киноиндустрией и дизайн-индустрией много общего, но при этом они расходятся в одном ключевом моменте: организации производственного процесса.

Дизайнер = актёр

Во-первых, актёр учится, чтобы стать хорошим актёром. Всё-таки для этой профессии пока не достаточно мужественного подбородка с ямочкой и бюста третьего размера, хотя нас уже много лет пытаются убедить в обратном. (И вообще, давайте здесь забудем про особые способы продвижения по карьерной лестнице). Актёр в начале своей карьеры получает маленькие роли, много и тяжело трудится, участвует в кастингах, соглашается работать за смешные гонорары. Короче, по крупицам создаёт своё портфолио, которое критики потом назовут «фильмографией». Самое главное — и актёр, и дизайнер продают свои способности и таланты.

Творческий директор = директор картины (режиссёр)

Несмотря на то, что функции творческого директора в разных студиях различны и находятся в прямой зависимости от его финансовых интересов, суть всегда одна: творческий директор — режиссёр творческого процесса, «главный на площадке». Когда актёр становится звездой, он может позволить себе совместить несколько ролей в команде: например, быть ещё режиссёром и сценаристом, т.е. директором картины, автором сюжета, а зачастую и автором оригинальной идеи фильма. Умные люди, как правило, для этого получают дополнительное образование; нахалы, конечно, пытаются оседлать режиссёрское кресло нахрапом. Сколько раз мы видели ситуацию, когда хороший актёр снимает посредственное кино, да ещё посредственно в нём играет, потому что «седалища не хватило». Несложно провести параллели с посредственными творческими директорами, выросшими из дизайнеров.

Дизайн-проект = кинопроект

И в том, и в другом случае решаются вполне конкретные задачи: коммерческое кино должно развлекать, коммерческий дизайн должен продавать. И в том, и в другом случае над проектом трудится группа творческих специалистов. Рано или поздно пройдут те времена, когда дизайнер-одиночка рисует логотип, бланк, визитку и прощается с неприхотливым клиентом. Дизайн «сам по себе» постепенно уступает место брендингу — комплексу стратегических и творческих работ непосильных для одного человека.

Как и кем подбирается команда для проекта?

Состав команды для кинопроекта зависит от бюджета и задач, которые ставятся перед картиной. Индустрия с миллиардными оборотами породила идеальную схему взаимодействия творческих людей. Киностудии в данном случае выступают в роли материальной и юридической базы, но не места постоянной работы. Ключевая роль в организации и запуске кинопроекта отведена продюсеру.

Продюсер (англ. producer, от produce — производить)
в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее
идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой
фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров,
технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актеры,
сценаристы.Система продюсеров зародилась в конце 1910-х годов
в Голливуде и стала естественным шагом к введению персональной
ответственности за комплекс творческих, организационных и финансовых
вопросов, без решения которых невозможны производство и прокат игрового
кинофильма.
Ю. А. Кравцов, Основы киноэстетики. Теория
и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006


Продюсер находит интересные идеи, продюсер знает, как идею превратить в проект, продюсер ставит задачи, продюсер знает, кто с этими задачами справится наилучшим образом, продюсер составляет смету расходов, продюсер находит деньги, продюсер сколачивает команду, продюсер торжественно вручает штурвал режиссёру, продюсер контролирует процесс, продюсер не дает творчеству главенствовать над задачами, продюсер знает, как устранить трения между Творцами, продюсер знает, каким должен быть продукт, чтобы его можно было продать, продюсер знает как продавать, продюсер гарантирует, что продаст, продюсер продаёт.
При всем сходстве с кинобизнесом мы пока не наблюдаем ничего подобного в дизайн-индустрии. Если какая-то дизайн-студия заявляет о том, что под каждый проект собирает (внутри своего коллектива) команду, идеально подходящую под задачи, то подобные заявления являются наглой ложью. Это противоречит принципам организации дизайн-бизнеса, в котором исключена оперативная перетасовка членов коллектива. Большинство времени дизайнер загружен работой под завязку, а команду под проект набирают по принципу «свободная касса!». Это ни хорошо, ни плохо, это жизненно необходимо. Если кто-то из дизайнеров поплёвывает в потолок, то компания теряет деньги. С этом случае надо либо увольнять какого-то менеджера за профнепригодность, либо сокращать какого-то дизайнера как штатную единицу.
Фрилансеры не способны самоорганизоваться в творческий коллектив точно так же, как несколько актеров не способны снять фильм.

Узкая специализация

Из-за фабричной системы организации творческого процесса у нас так мало узких специалистов. У нас почти нет дизайнеров, которые специализируются, например, только на многополоске или только на фирменном стиле. У нас совсем нет отраслевых специалистов, когда, например, дизайнер лучше всех делает фирменный стиль для финансовых компаний, или лучше всех рисует плакаты для кинофильмов. Дизайнер должен уметь почти всё: должен работать во всех программах, уметь фотографировать и ещё желательно уметь рисовать руками. Это ни хорошо, ни плохо, это жизненно необходимо. Иначе дизайнер не найдет работу.
Между тем, все мы знает, как играет, например, Кевин Спейси. И продюсер это знает, и режиссер. И на какие роли его можно приглашать, и на какие нельзя, тоже всем понятно. Все знают, что он одинаково хорошо сыграет инопланетянина, маньяка или доброго семьянина, но будет неуместен в роли брутального полицейского спасающего мир верхом на астероиде. Только в нашем желторотом российском кино вечный алкаш Хабенский может сыграть адмирала начала прошлого века, «белую кость» и героя-полярника. Только в индустрии творческих услуг дизайнер, который вчера проектировал интернет-магазин, сегодня разрабатывает фирменный шрифт для трубопрокатного завода, завтра может рисовать флаер для вечеринки «Без трусов коктейль бесплатно».
Дизайнер мог бы сэкономить колоссальное количество времени и нервов, если бы не был озадачен вопросами поиска клиентов и организацией своего маленького бизнес-процесса. Он мог бы заниматься только той деятельностью, в которой он мастер. Не надо думать о способах оплаты, не надо думать о договорах и авторских правах, не надо рисовать корявый «оригинальный» шрифт или фотографировать модель на фоне светлых обоев, освещённую дрянным софитом и самодельным софтбоксом из простыни, — обо всём позаботится продюсер.

Спрос рождает предложение

Кризис вынес на пустынный берег сотни фрилансеров, которые обречены питаться чем Бог пошлёт, ещё тысячи будут убиваться на галерах «ведущих дизайн-студий» за миску похлёбки — толпы беспомощных творцов, большинство из которых не имеет понятия, как искать клиентов и как выгодно продавать свои способности. Голливудская система могла бы стать спасением для самых талантливых из них. Грамотные дельцы, организаторы от природы, вчерашние кинопродюсеры, которым спонсоры из-за кризиса показали фигу, могли бы импортировать схему «Голливуд» на рынок творческих услуг, создать себе имя и раскрутить участников своих проектов до уровня дизайн-звезд.
Но, чтобы на рынке возникло предложение от продюсеров, нужно, чтобы на них возник спрос. Не кинозрители (клиенты) построили голливудскую систему. Сама индустрия, сообщество кинопроизводителей решило «нам нужна такая система, она устроит всех, с ней мы заработаем больше денег». Спрос на дизайн-продюсеров должен возникнуть среди дизайнеров, среди творцов. Они должны понять, что работать в офисе на кого-то — это скучно и невыгодно. Они должны понять, что самостоятельно искать заказы — это трудно и нестабильно. Они должны понять, что работать совместно, но без лидера — это глупо. Они должны быть готовы к настоящей командной работе с людьми, которых раньше не видели. Они должны быть готовы делиться прибылью и славой.

Продолжение - "Надо ли учиться дизайну в вузе"

Оригинал - http://eldesign.ru/sreda/2009/0114/

1 комментарий:

  1. Дмитрий09.12.2013, 1:38

    К сожалению не все так просто и сравнение с системой киноиндустрии тоже не совсем в десятку. Если заказчиком фильма или шоу является его величество зритель, образ так сказать собирательный и безликий . То заказчик дизайнера всегда имеет конкретную фамилию и имя . А еще конкретные желания и конкретные деньги. Не думаю , что так называемый дизайнменеджер сможет успешно решать весь комплекс проблем ну скажем хотя бы одновременно со 100 клиентами. Вот уж точно ни какого седалища не хватит, какой бы шикарной командой он не располагал. Да и потом зритель кроме билета не во что не вкладывается при этом получая эстетическое наслаждение . А клиент у дизайнера тратит порой миллионы вкладывая их в собственное жилье , офис и т. д. при этом опираясь исключительно только на документацию дизайнера. Представляете, каков уровень геморроя и ответственности с каждым клиентом персонально.

    ОтветитьУдалить

Ваш комментарий обязательно будет размещен после проверки, войдите в положение, спамеры совсем одолели!

Разместить в соцсетях