2 нояб. 2012 г.

Архитектура домашнего кинотеатра

Компания Назаров, которая занимается продажей проектированием и установкой  оборудования для домашних кинотеатров, организовала на своей территории семинар "Архитектура домашнего кинотеатра". Я был приглашен как слушатель и решил написать статью о том, что там происходило.

День первый

По плану у нас было вступление Андрея Сасиновского, редактора тематического портала hifinews.ru и Андрея Нечаева, инженера-акустика из компании Акустик групп. Первый Андрей проводил выступление в виде визуальной презентации, которая должна была приблизить понимание некоего особого состояния связанного с кино. Скажем так - ничего принципиально нового для себя не узнал, я и так отношусь к кино, как к некоему особому действу, которое требует особой атмосферы. Нельзя рассматривать кино как бытовую необходимость, вроде утреннего душа. В идеале это должно быть как посещение театра, оперы или похода в филармонию. Важен не только звук и картинка, важен свет, обстановка и эмоциональный настрой. Домашний кинотеатр это волшебная дверь в другой мир и открывается она только при соблюдении определенного обряда. Как раз о секретах подготовки входа в эту дверь нам и обещали рассказать и важно то, что не с позиции обучения узкого специалиста, а в общем, для понимания обычным потребителем всего процесса.

Акустик, второй Андрей, выступал уже более конкретно. Он вкратце рассказал о том, как распространяется звук, как конструкции влияют на звук и какие вызывают искажения, какие технические меры можно принять для устранения эффекта летающего эха, реверберации и как правильно звукоизолировать помещение.

Предварительно хочу отметить, что смотреть кино и слушать музыку - это не одно и то же. В кинотеатре, как правило, звук пяти или семи канальный, записанный по стандарту dolby, этот звук искуственный, призванный передать максимум спецэффектов и погрузить слушателя в другой мир. А музыкальные произведения, записаны так, чтобы вы могли услышать каждый музыкальный инструмент, почувствовать его расположение и ощутить благоговейные мурашки по телу от вступившего контрабаса или скрипки - это можно ощутить только на хорошо настроенной и расставленной стереосистеме в правильно подготовленном помещении. Под музыкальным произведением я имею в виду живую музыку, а не миксованные электронные треки, где все нарезано, смешано и подправлено, в этом случае не столь важно как что настроено, важно чтобы рубило :-) Так вот, акустика домашнего кинотеатра и стереосистемы отличаются и характеристиками и составом.
Я сейчас не буду вдаваться в подробности усилителей, корректоров и тп, т.к. нам про это еще не рассказывали, но уже понятно, что акустическую систему нужно подбирать под индивидуальные потребности слушателя. Кому-то нужно только кино, кто-то ценит стереофонический эффект, а кому то вообще все равно, главное чтобы баса побольше было.

Но вернемся к подготовке помещения. Наши типовые квартиры изначально не пригодны для прослушивания музыки и наслаждения спецэффектами пятиканального звука, т.к. сам звук в бетонных коробках искажается, отражается и переотражается превращая хорошую акустическую систему в дешевый хлам. И обычный потребитель, коим и я являлся до этого момента, удивляется что же произошло и как испортились так хорошо звучащие в комнате прослушивания аудиосалона "колонки". И поэтому, если вы загорелись хорошим звуком, то придется звуко и вибро изолировать комнату, а так же позаботиться о звукопоглощении. Звукоизоляция влияет на тишину внутри комнаты и спокойствие соседей. Виброизоляция предотвращает передачу по конструкциям низких частот. А звукопоглощающие материалы и конструкции внутри комнаты предотвращают переотраение звуковых волн. Более подробно о этих терминах и материалах нам расскажет Дмитрий Свобода, руководитель Акустического центра кафедры Радиовещания и Электроники МТУСИ, лекция которого запланирована на второй день.

Сегодня же, инженер-акустик рассказал о минимальных мероприятиях для обеспечения звуко-виброизоляции помещения. Ниже приведу оптимальную схему звукоизоляции, которую можно применить в квартире.

Схема (отрисую чуть позже)

Важна так же и форма помещения, желательно чтобы это был прямоугольник со сторонами и высотой укладывающимися в правила золотого сечения. Самый худший вариант - это квадрат с равными сторонами, звуковые волны переотражаются, возникает эффект пархающего эха. Особое внимание нужно уделить углам, так как они сродни рупору, собирают, фокусируют и отражают звук. Можете попробовать приложить ладошки и меняя угол их наклона вести разговор - ваш собеседник сразу почувствует эффект рупора. Поэтому, если вы строите отдельную комнату для кинотеатра, углы нужно закладывать звукопоглотителем, можно обычным изовером, либо устанавливать конструкции с использованием паралона и затянутые звукопрозрачной тканью, но не облицованные гипсокартоном, т.к. он будет играть роль вибрирующей мембраны и может только  ухудшить ситуацию. Желательно, чтобы угол был выпуклым, а не вогнутым.

Первый день закончен, не скажу что я услышал много нового, но определенная польза есть. Я выяснил, что для достижения максимального эффекта нужно изолировать и стены и пол и потолок, полумеры тут могут только навредить. Нелюбимые строителями вибро прокладки и вибро подвесы начинают работать только при соблюдении всей технологии. Не стоит доверяться народным умениям не понимающих в акустике строителей, которые где-то что-то увидели и смело советуют, хотя не могут объяснить как работает материал и какие проблемы он решал там, где они его подсмотрели.
К тому же, так страшашие строителей трещины образуются именно из-за полумер, я говорю в частности о стыке потолка и стены. Все строители просто воют и уверяют что потолок и стыки из-за виброподвесов и вибро прокладок потрескается, но если соблюдать технологию - вибро развязывать с несущими конструкциями пол и потолок, а перегородки и облицовки крепить только к плавающему полу и потолку и не связывать с несущими конструкциями, то никаких трещин не будет, конструкция будет работать в целом и выполнять свою главную функцию - звуко-вибро изоляция.
Вечер закончился небольшим шведским столом с шампанским и фруктами и вручением грамот :-)

Продолжение следует...

3 комментария:

  1. Я еще немного причешу и подправлю статью, допрлню рисунками и схемами. Вот кстати еще статья про домашнее кино от ixbt

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный05.11.2012, 13:23

    Сергей, отличный материал, хотелось бы подробней увидеть и узнать про разные материалы, применяемые для поглощения звука, чтобы не было искажений, а так же для звукоизоляции помещения от соседей. Насколько я понимаю это будет 2 разные вещи, или нет?

    в скором времени предстоит решать эти вопросы, советчики есть такие, что севетуют яичными грохотками звукоизолироваться даже=))

    ОтветитьУдалить
  3. Я конечно же подробнее опишу этот семинар, сейчас обрабатываю записи с диктофона. Вообще было очень познавательно, звукоизоляция это довольно сложная тема и я хочу чтобы обычные люди понимали ее важность. А пока вы можете позвонить в акустик групп и проконсультироваться с инженером акустиком. Могу сказать лишь одно - если вы хотите хорошую звукоизоляцию, нужно делать ее в комплексе и соблюдая технологию, т.к. полумеры здесь не помогут

    ОтветитьУдалить

Ваш комментарий обязательно будет размещен после проверки, войдите в положение, спамеры совсем одолели!

Разместить в соцсетях